"Диагностика профессиональной компетенции учителя физики"
автор: учитель физики МОУ СОШ п.Восход Халтурина Е.Ю.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого – компетентность. Одной из важнейших предпосылок повышения качества образования в условиях его модернизации названы «повышение квалификации учителей по новому содержанию общего среднего образования, реализация комплекса мер воспроизводства и поддержки кадрового потенциала образования и науки» Competens (лат.) – надлежащий, способный. Толковый словарь иностранных слов трактует компетентность как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение»; компетенция – «сфера осведомленности, область знания кого-либо; круг полномочий учреждений или лица, то, что подлежит их ведению». В структуре профессиональной компетентности учителя можно выделить три составляющие: научно-теоретическую, методическую и психолого-педагогическую. Высокий уровень развития одной из них не может компенсировать недостаточную сформированность других. Педагоги, имеющие высокий уровень подготовки в области фундаментальной науки, не всегда успешно справляются с педагогическим трудом по показателям деятельности учащихся. То есть имеются учителя, которые, несмотря на глубокое знание предмета и высокий уровень ответственного отношения к делу, не умеют обучить своему предмету. Необходимо отметить, что формирование методической компетентности опирается на знания и умения в области научно-теоретической и психолого-педагогической компетентности. Не имея достаточного уровня подготовки в области физики, учитель не сможет эффективно решать методические задачи. Например, конструирование учебного процесса начинается с анализа содержания обучения, определения объема и уровня физического материала, который при любой организации учебного процесса должен быть усвоен учащимися. Учитель с низким уровнем научно-теоретической подготовки понимает под содержанием, подлежащим усвоению, только текст параграфа учебника. Таким образом, составляющие профессиональной компетентности не просто...
|