Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Опытно-экспериментальная деятельность по апробации УМК в 2009-2010 уч.году
Опытно-экспериментальная деятельность по апробации УМК в 2009-2010 уч.году С сентября 2009 года на базе МОУ СОШ п.Красная Кудрявка апробируется УМК «Физика» авторов А.В. Грачев, В.А. Погожев, А.В.Селиверстов. Педагог-апробатор: учитель физики, кандидат биологических наук Николай Викторович Ларионов. В 2009-2010 учебном году администрация МОУ СОШ п.Красная Кудрявка, учитель физики Н.В.Ларионов, учащиеся 7 класса в количестве 9 человек стали исполнителями апробации УМК Физика» авторов А.В. Грачев, В.А. Погожев, А.В.Селиверстов. Основанием для проведения апробации служит: - необходимость обновления содержания образования в образовательных учреждениях Балашовского муниципального района Саратовской области; - востребованность учебного издания образовательными учреждениями. Цели и задачи апробации: Целью апробации является изучение содержания новой программы, учебника, учебно-методического комплекта, ранее не использованных в образовательном процессе учреждений Балашовского района; Задачи апробации: -определить целесообразность дальнейшего использования УМК «Физика» авторов Грачева А.В., Погожева В.А., Селиверстова А.В. для обновления содержания образования; -определить целесообразность дальнейшего использования УМК «Физика» авторов Грачева А.В., Погожева В.А., Селиверстова А.В для обновления содержания образования; -определить необходимые условия для дальнейшей реализации апробированной программы, учебников, учебно-методических комплектов авторов Грачева А.В., Погожева В.А., Селиверстова А.В общеобразовательных учреждениях Балашовского района. Была разработана программа апробации УМК А.В.Грачева «Физика-7», в которую вошли следующие мероприятия: оценка концепции и содержания учебного издания; оценка особенностей изложения данного учебного издания; мониторинги учебных достижений учащихся; открытые уроки; сопоставительный анализ достоинств и недостатков УМК А.В.Грачёва, В. А. Погожева, А.В.Селиверстова «Физика»; сравнительный анализ учебных достижений учащихся; анкетирование учащихся о доступности изложения учебного материала; учителем Н.В.Ларионовым разработана рабочая программа педагога по учебному курсу «Физики-7». Анализ УМК А.В.Грачёва, В. А. Погожева, А.В.Селиверстова «Физика-7»: ¾ Концепция учебника отражает основные принципы развития системы образования, позволяет реализовать новые технологии обучения. Учебник позволяет осуществить дифференцированный подход к обучению с помощью разработанных вопросов и заданий различного уровня сложности. Учебник позволяет применять проблемное обучение, организовывать самостоятельную работу учащихся на уроке и дома. При изучении учебного материала можно использовать исследовательский метод. ¾ Данный учебник является многоуровневым пособием (материал, который изучается учащимися, проявляющими интерес к физике, помечен специальным значком). ¾ Большое внимание в учебнике уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам, которые учащиеся могут выполнять как в школе, так и дома. Лабораторные работы так же дифференцированы: первая часть работы обязательна для всех, а вторая часть работы выполняется теми учащимися, которые могут изучать предмет на повышенном уровне. Практические задания, лабораторные работы (которых в данном учебнике намного больше) развивают творческие способности детей и дают мотивацию учебному процессу. ¾ Текст учебника изложен достаточно ясно, материал параграфов разделен на смысловые разделы, материал, который необходимо запомнить выделен жирным шрифтом. Иллюстрации учебника не достаточно четкие (содержат лишние детали), но доступные для понимания учащихся, соответствуют излагаемому материалу. В учебнике содержатся интересные, расширяющие кругозор, развивающие тексты и задания. Но учебный материал дается в традиционном виде. ¾ Линейная структура учебника соответствует современным подходам обучения. ¾ Курс начинается с «Введения» (6ч). В нём даётся представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в макро- и мегамире, физические свойства тел и веществ), рассматриваются экспериментальный и теоретический методы, изучения физических явлений. В курсе 7-го класса отсутствует тема «Первоначальные сведения о строении вещества», она перенесена в 8-й класс. После этого в 7-м классе изучаются явления макромира, понимание которых, по мнению авторов не требует знаний о строении вещества. Далее материал учебника изложен по разделам: «Кинематика», «Динамика», «Импульс, механическая работа, механическая энергия», «Статика, гидро- и аэростатика». Это является главным отличием от учебника Перышкина А.В. В комплект УМК Грачёва А.В. «Физика» 7 класс входит учебник для учащихся издательства Вентана-Граф, две рабочие тетради и мультимедийное приложение к учебнику. В рабочих тетрадях есть творческие и экспериментальные задания. Учащиеся с интересом решают задачи, отвечают на вопросы, делают рисунки. Учитель может индивидуально подходить к заданиям. Авторами глубоко продумано содержание рабочих тетрадей. Сравнение УМК Грачёва А.В. с традиционным УМК Перышкина А.В. по 5 бальной шкале (выполнил учитель физики Н.В.Ларионов): Параметры сравнения Средний балл
УМК А.В.Грачева УМК А.В. Перышкина
Содержание 3,8 2,1
Разнообразие экспериментальных работ 3,6 2,5
Наличие алгоритмов решения задач 5 1
Образец решения и оформления задач 5 5
Обобщающие таблицы по изученным разделам 4 1
Справочные данные 4,2 2,1
Иллюстрации и примеры 4,8 2,7

Результат использования УМК Грачёва А.В.: Качество знаний учащихся 7 класса МОУ СОШ п.Красная Кудрявка по четвертям за 2009-2010 учебный год. ПредметКачество знаний
Физика1 четверть2 четверть3 четверть4 четвертьгодитог
55%55%55%55%55%55%
Качество знаний учащихся 7 класса МОУ СОШ п.Красная Кудрявка по результатам контрольных работ по разделам физики за 2009-2010 учебный год. ПредметКачество знаний
Физика1 четверть2 четверть3 четверть4 четверть
55%55%45%55%
Качество знаний учащихся 7 класса МОУ СОШ п.Красная Кудрявка по результатам мониторинговых работ за 2009-2010 учебный год ПредметКачество знаний
Физика1 полугодие 2 полугодие
55%55%
Выводы, сделанные на основании мониторинга: 77% учащихся понимают: смысл изученных физических явлений: (узнают описание явления, его определение, различают условия протекания явления, объясняют явления на основе имеющихся знаний), понимают смысл физических величин (узнают название, определение и единицы измерения физической величины, различают аналитическую формулу и ее графическую интерпретацию, применяют формулу для анализа процессов на качественном и расчетном уровне), понимают смысл физических законов (узнают словесную формулировку закона, его математическое выражение, графическую интерпретацию, применяют закон для анализа процессов на качественном и расчетном уровнях, различают проявления законов в окружающей жизни и их использование для создания технических устройств. 55 % учащихся решают расчетные задачи с использованием двух формул. 66% учащихся владеют основами методологических знаний и умений: знают назначение и схематическое обозначение прибора, определяют цену деления, пределы измерения прибора и записывают его показания, делают выводы по результатам опытов). 85% умеют работать с текстами физического содержания (понимают смысл использованных в тексте физических терминов, отвечают на прямые вопросы к содержанию текста) В результате проведённой работы произошли изменения: Качество ЗУН учащихся 7 класса остаётся неизменным, стабильным. Снижение учебных результатов в контрольных работах в 3 четверти. Причина: сложность учебного материала во второй и третьей четверти, отсутствие полного набора лабораторного оборудования. Общий вывод по апробации УМК: Учебник Физика 7 УМК «Физика» авторов Грачев А.В., Погожев В.А., Селиверстов А.В издательский центр «Вентана-Граф» следует применять и использовать в учебной практике. Данный учебник позволяет работать с учащимися разного уровня подготовки и главное возможность самостоятельной работы учащихся с учебником. Но данный УМК лучше применять или в классах с углубленным изучением предмета, или при трёх часовой программе обучения, т.к. при двух часовой программе обучения приходится изменять объем учебного материала. Учебник имеет достаточное количество лабораторных работ. Рабочая тетрадь отвечает современным требованиям организации учебного процесса. Предложение: использовать данный учебник как дидактический материал для УМК других авторов, т.к. он даёт возможность обучению решения задач (различные способы, типы задач, подробный пошаговый разбор).
Категория: Мои статьи | Добавил: elenadew (07.07.2010)
Просмотров: 1384 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [6]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0